Системы искусственного интеллекта




Представление знаний в экспертных системах


Первый и основной вопрос, который надо решить при представлении знаний, - это вопрос определения состава знаний, т.е. определение того, "ЧТО ПРЕДСТАВЛЯТЬ" в экспертной системе. Второй вопрос касается того, "КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬ" знания. Необходимо отметить, что эти две проблемы не являются независимыми. Действительно, выбранный способ представления может оказаться непригодным в принципе либо неэффективным для выражения некоторых знаний.

По нашему мнению, вопрос "КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬ" можно разделить на две в значительной степени независимые задачи: как организовать (структурировать) знания и как представить знания в выбранном формализме.

Стремление выделить организацию знаний в самостоятельную задачу вызвано, в частности, тем, что эта задача возникает для любого языка представления и способы решения этой задачи являются одинаковыми (либо сходными) вне зависимости от используемого формализма.

Итак, в круг вопросов, решаемых при представлении знаний, будем включать следующие:

  • определение состава представляемых знаний;
  • организацию знаний;
  • представление знаний, т.е. определение модели представления.

Состав знаний ЭС определяется следующими факторами:

  • проблемной средой;
  • архитектурой экспертной системы;
  • потребностями и целями пользователей;
  • языком общения.

В соответствии с общей схемой статической экспертной системы (см. рис. 1.1) для ее функционирования требуются следующие знания:

  • знания о процессе решения задачи (т.е. управляющие знания), используемые интерпретатором (решателем);

  • знания о языке общения и способах организации диалога, используемые лингвистическим процессором (диалоговым компонентом);

  • знания о способах представления и модификации знаний, используемые компонентом приобретения знаний;

  • поддерживающие структурные и управляющие знания, используемые объяснительным компонентом.

Для динамической ЭС, кроме того, необходимы следующие знания:

  1. знания о методах взаимодействия с внешним окружением;

  2. знания о модели внешнего мира.




    Содержание  Назад  Вперед