Системы искусственного интеллекта

       

Структурно-пятенный эталон


Фонтанное преобразование совмещает в себе достоинства шаблонной и структурной систем и, по нашему мнению, позволяет избежать недостатков, присущих каждой из них по отдельности. В основе этой технологии лежит использование структурно-пятенного эталона. Он позволяет представить изображения в виде набора пятен, связанных между собой n-арными отношениями, задающими структуру символа. Эти отношения (то есть расположение пятен друг относительно друга) образуют структурные элементы, составляющие символ. Так, например, отрезок - это один тип n-арных отношений между пятнами, эллипс - другой, дуга - третий. Другие отношения задают пространственное расположение образующих символ элементов.

В эталоне задаются:

  • имя;
  • обязательные, запрещающие и необязательные структурные элементы;
  • отношения между структурными элементами;
  • отношения, связывающие структурные элементы с описывающим прямоугольником символа;
  • атрибуты, используемые для выделения структурных элементов;
  • атрибуты, используемые для проверки отношений между элементами;
  • атрибуты, используемые для оценки качества элементов и отношений;
  • позиция, с которой начинается выделение элемента (отношения локализации элементов).

Структурные элементы, выделяемые для класса изображений, могут быть исходными и составными. Исходные структурные элементы - это пятна, составные - отрезок, дуга, кольцо, точка. В качестве составных структурных элементов, в принципе, могут быть взяты любые объекты, описанные в эталоне. Кроме того, они могут быть описаны как через исходные, так и через другие составные структурные элементы.

Например, для распознавания корейских иероглифов (слоговое письмо) составными элементами для описания слога являются описания отдельных букв (но не отдельные элементы букв). В итоге, использование составных структурных элементов позволяет строить иерархические описания классов распознаваемых объектов.

В качестве отношений используются связи между структурными элементами, которые определяются либо метрическими характеристиками этих элементов (например, ), либо их взаимным расположением на изображении (например, ,).

При задании структурных элементов и отношений используются конкретизирующие параметры, позволяющие доопределить структурный элемент или отношение при использовании этого элемента в эталоне конкретного класса.
Для структурных элементов конкретизирующими могут являться, например, параметры, задающие диапазон допустимой ориентации отрезка, а для отношений - параметры, задающие предельное допустимое расстояние между характерными точками структурных элементов в отношении . Конкретизирующие параметры используются также для вычисления конкретного структурного элемента изображения и выполнения данного отношения. Построение и тестирование структурно-пятенных эталонов для классов распознаваемых объектов - процесс сложный и трудоемкий. База изображений, которая используется для отладки описаний, должна содержать примеры хороших и плохих (предельно допустимых) изображений для каждой графемы, а изображения базы разделяются на обучающее и контрольное множества. Разработчик описания предварительно задает набор структурных элементов (разбиение на пятна) и отношения между ними. Система обучения по базе изображений автоматически вычисляет параметры элементов и отношений. Полученный эталон проверяется и корректируется по контрольной выборке изображений данной графемы. По контрольной же выборке проверяется результат распознавания, то есть оценивается качество подтверждения гипотез. Распознавание с использованием структурно-пятенного эталона происходит следующим образом. Эталон накладывается на изображение, и отношения между выделенными на изображении пятнами сравниваются с отношениями пятен в эталоне. Если выделенные на изображении пятна и отношения между ними удовлетворяют эталону некоторого символа, то данный символ добавляется в список гипотез о результате распознавания входного изображения.  
 


Содержание раздела







Forekc.ru
Рефераты, дипломы, курсовые, выпускные и квалификационные работы, диссертации, учебники, учебные пособия, лекции, методические пособия и рекомендации, программы и курсы обучения, публикации из профильных изданий